Краудсорсинг
Краудсорсинг в настоящее время активно развивается в качестве модели для решения любого вида проблем и задач, стоящих как перед бизнесом, так и перед государством и обществом в целом. В рамках парадигмы краудсорсинга решение задачи передается распределенной и очень многочисленной группе людей, за счет чего стоимость и время достижения результата радикально снижаются.
Наиболее популярным русскоязычным ресурсом по краудсорсингу является сайт http://crowdsourcing.ru/, на котором последние новости краудсорсинга, описание разделов краудсорсинга и многое другое.
Одним из первых примеров краудсорсинга было составление Оксфордского Английского Словаря (Oxford English Dictionary). Тогда издание обратилось к общественности с просьбой прислать варианты терминов с их потенциальными вариантами использования. В результате за период в 70 лет было получено более 6 млн. писем.
Белорусский пример краудсорсинга: назвать конкурс логотипов для домена .BY. Hoster.by провел конкурс на лучшую визуализацию национальной доменной зоны. Все работы (их было прислано более 600) размещались в группе компании на Facebook, там же можно было поставить и лайк за понравившуюся работу.
Однако краудсорсинг не ограничивается только этим. Существует масса способов его применения, которые различаются как по тематике и виду получаемого результата, так и по категории привлекаемых людей. В связи с огромным количеством точек приложения имеет место не меньше вариантов классификации краудсорсинга. Редакция портала Crowdsourcing.ru берет на себя смелость предложить свой обобщенный вариант классификации, оперируя при этом понятными русскими словами.
Классификация краудсорсинга
По сфере жизни:
1) Бизнес
Решение той или иной задачи, стоящей непосредственно перед бизнесом. Например, создание нового логотипа, написание текстов, поиск оптимальной конфигурации крыла истребителя пятого поколения, сбор средств на выпуск нового альбома и т.д. Мы не будем подробно останавливаться на самих задачах, потому что они будут подробно рассмотрены при анализе второй категории классификации краудсорсинга. Главное четко для себя выделить Бизнес краудсорсинг как одно из важнейших направлений.
2) Социальный или общественный
Решение любого спектра задач, связанных с общественной деятельностью, взаимоотношениями между людьми, благотворительностью. В данную подкатегорию попадают такие проекты как "Карта пожаров", поиск пропавших людей, сбор средств на строительство школы в вашем районе и т.д.
3) Политический или государственный
В первую очередь сюда попадают проекты обсуждения различных законов и иных государственных инициатив. Обычно обсуждения проходят как в режиме голосования, так и сбора конкретных мнений и поиска решений. К данной подкатегории также можно отнести и кампании по сбору средств политическими деятелями. Например, Барак Обама, которому в рамках своей предвыборной кампании 2008 года удалось собрать $750 млн.
По типам решаемых задач:
1) Создание продукта (контента)
Это, пожалуй, наиболее обширный тип, который включает в себя огромное количество разнообразных задач по созданию контента. Безусловно, одним из самых ярких примеров является Википедия, где контент создается армией обычных пользователей интернета. С помощью данного подхода мы имеем в своем распоряжении самую полную, бесплатную и актуальную базу знаний.
Примечательными также являются платформы, которые направляют свои усилия на производство более сложного и тяжелого, но при этом креативного контента. Безусловно, речь идет о создании видео и аудио продуктов. Безоговорочным лидером в нише видео контента является платформа Tongal.
Обычно в основе платформ по генерации контента лежит механизм конкурсов, в результате которого объявляется один или несколько победителей, ставших счастливыми обладателями материальных или нематериальных призов. Схема конкурсов очень импонирует заказчикам услуги, потому что они по сути бесплатно получают большое количество вариантов контента и могу выбрать лучшее, однако для исполнителей такая модель зачастую превращается в пустую трату времени.
2) Голосование
Данный тип чаще всего является составной частью других типов, в частности, создания контента. Голосование используется для принятия решения, какой из вариантов контента лучше. По сути голосование это стандартный этап любого краудсорсингового процесса, в рамках которого происходит отбор и сравнение полученных результатов. При этом может применяться как весовая схема, так и обычные "лайки".
Однако Голосование вполне способно существовать и в отрыве от создания контента. Например, для фильтрации новостей, изображений, видеоклипов, музыки - всего того, с чем мы взаимодействуем ежедневно.
3) Поиск решения
Это тип краудсорсинга является, пожалуй, одним из самых интеллектуально емких и наполненных в целом. Это связано с тем, что сюда относится огромное количество платформ, закрывающих любые вопросы, связанные с анализом информации и поиском решения. Это могут быть как сложные научные задачи и множество других и вплоть до утилитарных частных задач, таких как поиск оптимального тура с покупкой авиабилетов, экскурсий, локального трансфера и т.д.
Полноправным представителем этого типа являются платформы, ориентированные на сбор идей, их структурирование, обсуждение и выбор наиболее оптимального решения для компании. Компании могут собирать идеи как внутри - у сотрудников, так и извне - у клиентов, партнеров. Мотивация участников является одним из важнейших критериев, так как только заинтересованный человек может предложить действительно стоящие идеи.
4) Поиск людей
Ярким представителем этого типа краудсорсинга является российский проект Liza Alert, который специализируется на поиске пропавших детей. Благодаря волонтерам, разбросанным по разным городам, поиск не ограничивается только территорией Москвы, а охватывает всю Россию.
5) Сбор информации
В рамках данного типа краудсорсинга от исполнителя не требуется глубоких знаний предмета исследования. Обычно все сводится к чисто механическим действиям (сортировка фотографий, фильтрация звуков, идентификация образов) или в крайнем случае к наблюдательности (например, поиск пятен и фигур на поверхности Марса).
Вообще проблемы космического масштаба все чаще ассоциируются с краудсорсингом и отдаются для решения толпе.
К сбору информации можно также отнести задачи, связанные с маркетинговыми исследованиями, когда, например, нужно проверить наличие на полках магазинов того или иного товара, сверить цены, убедиться, что реклама висит в нужных местах и много другое.
6) Сбор мнений
Одним из безусловных преимуществ краудсорсинга является возможность обращение к сотням тысяч людей для получения от них обратной связи в виде мнений, различных откликов. В первую очередь речь, конечно, идет о маркетинговых исследованиях, когда можно быстро, качественно и недорого получить необходимую информацию от своей целевой аудитории.
Кроме маркетинговых исследований для бизнеса есть также платформы, позволяющие собирать мнения по простым бытовым вопросам. Далеко не всегда друзья человека могут дать адекватную оценку его идеям, ведь дружеские отношения вносят свои коррективы. Плюс иногда нужно получить несколько большую выборку, чем ответы 5-6 друзей.
7) Тестирование
Частично использование механизмов краудсорсинга для проведения тестирования программного обеспечения вполне попадает в первый пункт классификации по типам решаемых задач - создание контента. Однако специфика процесса тестирование, его неизбежная цикличность несколько контрастируют с понятным и четким результатом, выраженным в получении готового контента.
8) Сбор средств - краудфандинг
Краудфандинг, а также его подмножество краудинвестинг находятся на последнем месте, но отнюдь не по важности и объему занимаемого рынка. Модели краудфандинга зачастую более понятны и прозрачны, что и обеспечивает его популярность в настоящее время.
Преимущества и недостатки краудсорсинга
Безусловно, каждый из типов краудсорсинга имеет свои уникальные плюсы и частично они были приведены в соответствующих блоках классификации. Более того, во многом это сильно зависит от сути решаемой задачи. В данном разделе мы попытаемся обобщить все преимущества, которые дает краудсорсинг:
1) Большой охват
Предлагая решение задачи большой группе потенциальных исполнителей, заказчик автоматически достигает широкого охвата. При этом он не прикладывает дополнительных ресурсов или усилий.
2) Вовлечение пользователей
Это определенно один из ключевых моментов технологии краудсорсинга. Когда человек берется выполнять задание, обменивается идеями, обсуждает результаты работы, рассказывает о проекте своим друзьям, он невероятно мотивирован и безумно ценен для компании.
3) Море вариантов и разнообразие выбора
Заказчик получает в свое распоряжение сотни, если не тысячи вариантов, среди которых он с гораздо большей вероятностью найдет то, что искал. Свои варианты присылают люди из разных континентов, представляющие разные профессии и обладающие различным опытом.
4) Единственно возможный вариант
Зачастую решить задачу удавалось исключительно с применением краудорсинга. Конечно, это в первую очередь относится к научной сфере, где уникальность решения намного важнее, чем его креативность.
5) Фиксированные сроки
Большинство краудсорсинговых проектов имеет жестко ограниченные сроки, в рамки которых участники должны уложиться. Это позволяет не затягивать решение вопроса, а напротив иметь четкие временные ориентиры.
6) Экономия финансовых ресурсов
Чаще всего краудсорсинг действительно позволяет достигать результатов с меньшими затратами. Это обусловлено тем, что финансовое вознаграждение получает только один или несколько победителей, а вовлеченных людей на несколько порядков больше.
Слабые места и споры вокруг краудсорсинга
1) «Толпа не может быть разумна»
Ключевым постулатом противников краудсорсинга является то, что толпа, по их мнению, не может быть разумна. Она не способна создать нечто ценное, потому что она состоит из слишком разных людей, которые не смогут договориться и выдать цельное решение.
2) Несправедливый принцип вознаграждения
Ведь, как говорилось выше, приз получает только ограниченное количество человек. Остальные же по сути трудились впустую. Однако, во-первых, если говорить о креативном краудсорсинге, где необходимо создавать сложные трудоемкие продукты, почти все платформы предлагают сначала работать на базе прототипов или ограниченных решений. Во-вторых, для многих специалистов из развивающихся стран краудсорсинг - это основной источник дохода!
3) Дороговизна
Например, создание логотипа или дизайна зачастую дешевле заказать у недорогого дизайнера. Плюс необходимость выделять ресурсы на просмотр вариантов, общение с аудиторией, рекламную поддержку также требуют ресурсов. Однако вариативность выбора, охват, вирусность и другие преимущества все равно с лихвой перекрывают возможные издержки.
4) Утечка информации
Соглашение о конфиденциальности не всегда спасает. Кроме самих заданий есть еще и сами решения, которые чаще всего выставляются в публичный доступ. Компания должна быть готова максимально быстро внедрить полученный результат и как можно скорее запатентовать его.
Очень важно помнить, что краудсорсинг это не ответ на все вопросы, а всего лишь инструмент. Очень много компаний пытались применить данный подход, наивно полагая, что это решит все их проблемы, и были крайне разочарованы результатами. Однако, если его применять правильно, в нужном месте и в нужное время, он способен значительно сократить издержки (как временные, так и материальные), снизить риски и в результате Вы получите качественное решение!